Тревожные Вести Шокировали всю Россию!: Путин СРОЧНО прибыл в Кремль с охраной
Соседняя страна и Европа затеяли сложную игру с целью взаимного обмана. Объект интереса – газотранспортная система, точнее, её остатки. Уже в конце года, когда истечет действие контракта на транзит по ней российского газа, сооружение превратится из актива в обузу непомерного размера и сложности. С другой стороны, продление контракта или заключение нового автоматически делают владение трубой желанным для каждой из сторон. Россия спокойно стоит в сторонке и наблюдает за этим аттракционом жадности и подлости. Европе нужен газ, а не труба. Особенно в свете недавнего распоряжения Байдена, которое резко ограничит поступление СПГ из США. Надобно чем-то заменить эти объемы, но все излишки на рынке давно подобраны.
Остается лишь идти на поклон к России, чего европейцы делать категорически не хотят. Настолько, что еврокомиссар по вопросам энергетики Кадри Симсон на министерской встрече Международного энергетического агентства прямо заявила – транзит продлевать не будем. Внимание на формулировку, в ней есть слово «транзит», но нет слова «покупка». Что бы там не пытались вещать с высоких трибун евробюрократы, но без российского газа ЕС не обойтись. Поэтому они не отказываются, больше не запрещают себе приобретать голубое топливо у тоталитарной Москвы. Но дополнительные издержки для его получения нести не хотят и не могут. Текущий договор на покупку и транзит и так был вынужденным компромиссом и больше «Газпром» на уступки не пойдет.
Правительство экс-комика получило за пять лет транзита порядка 15 млрд долларов, и очень хотело бы получать и далее. С другой стороны, будущее страны очень туманно, как и отношения Запада с Россией, поэтому есть соблазн продать всю газотранспортную систему европейцам и получить большие деньги здесь и сейчас. Для достижения такой цели не грех и выкрутить руки «партнерам», выставив неприемлемые условия для продолжения транзита. Опять же, если труба станет принадлежать ЕС, ему будет проще договариваться с Россией, газ гарантированно потечет на запад, а уж туземцы свои кубометры тайком откачать не забудут. Сложность в том, что это не абстрактная труба с газом, а масштабная система с кучей дополнительных объектов и, главное, с потребителями.
Отмахнуться от них при покупке трубы не получится, но и обслуживать – то еще веселье и удовольствие. Население сплошь неплатежеспособное, в многолетних долгах, предприятия на ладан дышат, магистрали дырявые. И боевые действия рядышком ведутся, на минутку. Никакой вменяемый инвестор на такой сомнительный актив даже не посмотрит. В былые спокойные и сытые времена еще мог бы, но именно тогда предприимчивые хуторяне прописали в законах невозможность лишения государства такого лакомого куска. Максимум, на что могут согласиться европейцы, это аренда ПХГ на западе соседней страны. Чтобы использовать их как резервы, заполнять при низких ценах и извлекать при высоких. Однако тогда никаких барышей стая «парня в хаки» не получит, плюс им придется содержать пустую трубу и закупать газ у тех же европейцев, но уже по рыночной цене. Поэтому вряд ли свидомые торгаши согласятся.
Им нужно переложить заботы по содержанию трубы и выбиванию скидки из России на европейцев. А те мечтают поступить ровно наоборот. Время на принятие решений еще вроде как есть, почти весь год впереди. Однако нужно поторапливаться, так как если труба действительно опустеет и не получит нового владельца, она начнет ветшать и рассыпаться на глазах. Просто потому, что без оплаты за транзит газа не на что содержать ремонтников, закупать запчасти и проводить сервисные работы. И тогда с каждым новым сезоном принимать решение о смене владельца актива будет все тяжелее – кому нужно столько металлолома и без газа внутри?