Назарбаева раскрыли! Казахстан узнал о двойной жизни своего бывшего президента
В мире политики новый скандал. Бывший президент Казахстана Назарбаев сделал сенсационное признание: у него — вторая семья и двое сыновей от женщины намного моложе его. Это первый на постсоветском пространстве прецедент признания в многоженстве. Какие это может иметь последствия?
Нурсултан Назарбаев, управлявший Казахстаном 30 лет, написал откровенную биографию «Моя жизнь». Издательство «Фолиант» готовится к старту продаж, однако избранные уже получили первые экземпляры и раскрыли самые скандальные подробности книги.
В книге экс-президента впервые был обнародован факт, что Нурсултан Абишевич, по сути, жил на две семьи. Его избранница Асель Исабаева — намного младше. Она родила в отношениях с политиком двоих сыновей: Тауману сейчас 18 лет, Байкену — 15. Брак между ними был заключен по мусульманским обычаям.
История их любви описана красиво и романтично. Назарбаев увидел девушку во время рабочего визита в Талдыкорган. Президентский пул у трапа самолета по традиции встречали местные красавицы «Девушка, которая преподнесла мне цветы в аэропорту, была потрясающе красива. Мне надолго запомнилась и потом часто вспоминалась светлолицая красавица с пылающим взглядом и изящной точеной фигурой», — пишет в своих мемуарах Назарбаев.
Однажды Назарбаев пролистывал прессу и наткнулся на фото девушки. Оказалось, что Асель Исабаева выиграла Гран-при конкурса «Мисс Казахстан» в Астане. После этого разыскать ее не составило труда. «Наше знакомство переросло во взаимную симпатию, а симпатия — в сближение. Постепенно мы стали встречаться. И в облике, и в мыслях Асель я увидел много качеств, которые искал. А главное — я избавился от тянувшегося годами душевного одиночества», — пишет в своих мемуарах Назарбаев. Это произошло в 1999 году, в то время ей было 19 лет, а ему — 59. В итоге они заключили брак «по мусульманскому обычаю». По данным СМИ, на церемонии присутствовал и нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, который был одним из четырех свидетелей.
Политик пишет, что был счастлив, что от Асель у него родились сыновья, которые продолжают его род. «Радость отцовства, счастье целовать своего младенца вновь вернулись ко мне в возрасте, когда мне было за шестьдесят пять. Первые шаги моих малышей, первые слова… Всё это как будто облегчило тяготы. Вспоминая те дни и годы, я думаю о них с умилением. Самое главное в жизни, самое подлинное и самое непреходящее счастье может подарить человеку только дитя, и только счастье быть родителем», — цитирует Orda.kz выдержки из мемуаров политика.
Признание Назарбаева вызвало массу споров среди общественности и политиков. В социальных сетях развернулись жаркие дебаты, причем мнения разделились — от шока до поддержки, от недоумения — до полного отрицания факта двоеженства у политиков. Это стало одной из самой обсуждаемых тем дня, показав, что личная жизнь политика представляет для многих живой интерес. Обращает на себя внимание то, что комментаторы в соцсетях в основном осуждают экс-президента Казахстана.
Галина Тарановская, в частности, пишет: «И когда только время находил для вторых и третьих жён? Его избрали за страну работать, улучшать жизнь народа, создавать процветание нации, а он видимо не на 100% этим занимался, если находил время для блуда от жены, детей и всей страны!»
Александр Б. добавляет: «Когда захотелось предать первую жену…вспомнил про ислам! Вот всё что необходимо знать об елбасы!».
Телеграм-Канал @Preemnik выдвигает такие версии: «1) Самострел. Причем возможны два варианта: а) Сигнал противникам о неопасности б) Сделал это под давлением окружения Токаева в обмен на неприкосновенность семьи 2). Это легализация наследников мужского пола. 3) Не только легализация, но и защита наследников 4) Человеческая версия. Смерть брата серьезно повлияла на Назарбаева. Откровения — подготовка уже к своему уходу 5) В продолжение предыдущей версии. Заодно еще и убрал потенциальную линию атаки на дочерей. А значит идея их (или их окружения) возврата в большую политику еще есть».
«То, что Назарбаев жил на две семьи, не было секретом. Сейчас этот факт был обнародован скорее для поддержки новой семьи», — считает политолог Михаил Виноградов.
Другие обращают внимание на то, что это возможный сигнал для мусульманских республик: двоеженство может быть легализовано.
«Казахстан находится между двух полюсов, причем сейчас президент Токаев ведет прозападную, проевропейскую политику. Признание Назарбаева — это ориентир на Восток, в сторону шариата. Можно говорить, что это некий раскол внутри местных элит. С другой стороны, это может указывать и на то, что Казахстан демонстрирует: у страны свой путь, и такое тоже возможно, это признак определенной свободы. Более того, некоторые восприняли его признание о второй семье как меру социальной заботы о любимой женщине и детях от нее. Думаю, этот случай может стать прецедентом. Если некоторые республики ставят вопрос о жизни по законам шариата, то почему бы не узаконить многоженство? Хотя бы в мусульманском мире», — считает политолог Илья Гращенков.
Другие политологи из признания Назарбаева делают вывод о необходимости сообщать о личной жизни политиков в их действующем статусе.
«Что мы вообще знаем о личной жизни политиков? Допустим, в публичное пространство попала новость о разводе президента Путина, за этим последовало сообщение о разводе мэра Москвы Сергея Собянина. Вот и все. Политики — заложники стереотипов, они вынуждены ориентироваться на свой электорат, который в большей части консервативен: это возрастное население, представители силовых структур, сельские жители. Поймут ли они новости о новых семьях политиков? Скорее всего нет. Именно поэтому личная жизнь политиков и окружена тайнами на долгое время, хотя это скорее всего не правильно. И случай с Назарбаевым показывает, что поддержки такие факты встречают среди электората немного», — считает политолог Александр Кынев.